Статьи — Железо — Дисковые тормоза
Задать вопрос

Дисковые тормоза

Идея дискового тормоза проста. На втулке колеса слева, рядом со спицами закреплен стальной диск. С помощью достаточно примитивного устройства к вращающемуся диску справа и слева прижимаются колодки. Чем сильнее прижаты колодки, тем больше сила торможения. Колодки из того же абразивного материала, как у «Жигулей», «Ямах» и прочих «BMW», и в этой малости существенное отличие дискового тормоза от ободного. Обода, кроме редких исключений, делают из алюминия и конструкторам приходится изощряться, подбирая для колодок хитрые композиции, которые не слишком сильно терли бы обод, но хорошо тормозили. Абразивные колодки сотрут обод мгновенно, а стальной диск может работать годами. Стальные диски обычно имеют диаметр от 140 до 200 мм.

Устройство

Дисковые тормоза представленные на рынке относятся к одному из трех типов:

— гидравлические;

— механические;

— гибридные.

Устройство гидравлических тормозов очевидно. Управляющий цилиндр с поршнем размещен в тормозной ручке на руле. Силовой цилиндр (могут быть и два) приводит в действие тормозные колодки. Соединены они специальным высокопрочным рукавом. Вся система герметична и заполнена жидкостью (маслом). Для наглядности можно вспомнить родную школу и описание гидравлического пресса. Один к одному. В подавляющем большинстве эти гидравлические системы (Г.С.) не имеют расширительного бачка, поэтому ремонт и замена масла требуют навыка и, нередко, специальных инструментов.

Конструкция механических дисковых тормозов не сложнее. Как в обычном, (ви-брейк, кантилевер), трос тянет приводной рычаг, и простенький механизм прижимает тормозные колодки к диску. Механизмы не слишком изощрены и разнообразны. Это или многозаходный ходовой винт, как в кран буксе домашнего водопровода, клин или кулачок. Клин и кулачок близкие родственники, только один перемещается, другой поворачивается вокруг оси. Трос и колодки совершают движение в разных, взаимно перпендикулярных плоскостях и другие решения сделали бы механику чрезмерно сложной.

Гибридные сочетают механику и гидравлику в одном флаконе. Трос, посредством рычага, воздействует на гидравлическую часть целиком расположенную в корпусе тормоза, и состоящую из двух цилиндров (управляющего и силового), и небольшого объема масла между ними.

Плюсы и минусы

Плюсы и минусы — понятия относительные, плавающие. Дисковые тормоза можно сравнивать с другими типами тормозов, а можно между собой.

Тормоза бывают клещевые, кантеливерные, векторные, гидравлические ободные, роллерные. Все, кроме роллерных, воздействуют на обод колеса и носят гордое название «ободных». Роллерные закреплены слева на втулке колеса, их принцип действия такой же, как у барабанных тормозов на любом авто или мото, разумеется, с некоторыми конструктивными отличиями. Останавливаться на них детально сейчас не будем. Появились они несколько лет назад и должны были составить конкуренцию всем остальным, в первую очередь дисковым, но слишком большой вес, габариты, несовместимость с большинством амортизационных вилок и возможность небольшого обратного вращения колеса при зажатом тормозе ограничили их применение группами «NEXAVE», «NEXUS» и соответствующими велосипедами.

Действующие на шину и обратным вращением педалей на заднюю втулку типа «Торпедо» рассматривать не будем.

Плюсы дисковых тормозов:

— больший коэффициент трения между абразивом и стальным диском по сравнению с трением колодки об алюминиевый обод;

— независимость от погодных и дорожных условий;

— не забиваются грязью и снегом;

— «вечные» обода;

— больший срок службы абразивных колодок и дисков;

— большая мощность торможения;

— нормальная работа тормоза при повреждении обода;

— стальные диски в отличие от алюминиевых ободов не бояться сильного разогрева при торможении (важно в горных условиях и для «DH»-даунхилла);

— большая точность дозирования тормозного усилия;

— реализован принцип «отрегулировал и забыл»;

Минусы дисковых тормозов:

— цена;

— вес (у некоторых моделей);

— необходимы специальные втулки с креплениями для дисков и специальные узлы крепления тормоза на вилке и задних перьях байка, если их нет то надо ставить адаптеры;

— повышенные требования к торсионой жесткости амортизационной вилки (не всякую вилку рекомендуют использовать с дисковым тормозом);

— сложность инсталляции, особенно для гидравлических систем;

— ограниченная ремонтопригодность в полевых условиях (для гидравлики);

— большая нагрузка на спицевой набор колеса (дабы её снизить диаметр фланцев на втулках увеличивают);

— сложность замены абразивных колодок.

Разница между дисковыми тормозами прямо следует из их конструктивных особенностей.

Гидравлические системы имеют пока явные преимущества, т. к. усилие передается с помощью несжимаемой жидкости; имеют минимум трущихся поверхностей; отсутствуют люфты; легко регулировать и дозировать тормозное усилие; быстрее отводят колодки от диска при отпускании тормозной рукоятки; большая мощность тормоза.

Механические дисковые тормоза уступают своим гидравлическим собратьям из за наличия люфтов; трущихся поверхностей; упругости передаточных звеньев; повышенного износа. Для примера трос передающий усилие на задний тормоз имеет большую длину, трется о рубашку, постепенно вытягивается, слегка пружинит, меняет длину в зависимости от температуры.

Но механические системы имеют и неоспоримые преимущества: меньше цена, больше надежность, простота ремонта и обслуживания, даже в полевых условиях, возможность сопряжения с любой стандартной тормозной ручкой, при правильной смазке окружающая температура слабо влияет на работу тормоза, а масло в гидравлике зимой может застыть.

Гибридные по эксплуатационным характеристикам и надежности занимают промежуточное положение.

Необходимо отметить, что дисковые тормоза выпускаются в разных версиях. Для «DH», параллельного слалома, фрирайда . более мощные, тяжелые, с дисками увеличенного диаметра, иногда «плавающими», нередко с 2х-поршневой скобой, и кросс-кантрийные . облегченные, компактные.

Рекомендации

Если вы не ограничены в средствах, занимаетесь спортом, экстримом, очень агрессивным туризмом в выходные дни недалеко от населенных пунктов, автомагистралей и железных дорог или просто гоняете со «свистом» по городу то можно рекомендовать гидравлику.

Если средства ваши ограничены, важна надежность и простота ремонта с минимумом затрат, если занимаетесь туризмом, особенно многодневным, живете далеко от сервисных центров. оптимальный выбор механические или гибридные тормоза.

 

Велосипеды в Минске

Адреса наших магазинов

Новости Последние события в мире велосипедов Статьи Важные и интересные материалы прессы Выгодные предложения Акции и скидки Где купить Адреса наших магазинов Задать вопрос Спросите у наших специалистов Технологии Всё о технологиях производителей